Евросоюз опубликовал на сайте своей внешней службы полный текст соглашения об ассоциации с Украиной. Еврокомиссар по расширению и европейской политике соседства Штефан Фюле, комментируя содержание Соглашения, отметил, что это "выгодное и прозрачное предложение, развенчивающее мифы". О том, чем обернётся для Украины подписание документа, рассказал НСН журналист, политический консультант Анатолий Вассерман.
"Эксперты дружно пришли к выводу, что это гарантированно самоубийственный для Украины вариант – подписание этого документа, — рассказал эксперт. — Потому что Украина в этом случае оказывается обязана следовать всем решениям Евросоюза, не имея при этом ни малейшей возможности как-либо на них повлиять".
В качестве примера таких обязательств Вассерман привёл украинскую промышленность.
На территории Украины в этом случае не могут продаваться никакие украинские товары и изделия, произведённые не по европейским стандартам и регламентам, — отметил эксперт. – А поскольку большая часть украинской промышленности естественно действует по правилам и регламентам советских времён – а эти правила не хуже и не лучше, они просто другие, – то это фактически означает, что вся украинская продукция должна продаваться где-нибудь ещё. За пределами не только Евросоюза, но и Украины".
Это же касается и сельского хозяйства, поскольку оно "опять же не соответствует европейским регламентам". При вступлении Украины в Евросоюз ей предстоят и огромные траты. В частности, на железную дорогу.
"Украина должна обеспечить бесперебойное железнодорожное сообщение с ЕС. Иными словами перешить всю свою колею с русских … 1520 миллиметров на европейские 1435. Или как сделала Испания: поменять колёсные пары всего своего подвижного состава на пары с автоматически сдвигающимися и раздвигающимися колесами. Испания столкнулась в своё время с той же проблемой, и оказалось, что ей дешевле перешить весь свой подвижной состав, чем поменять рельсы", — сказал он.
На вопрос о том, насколько все это необходимо нашим славянским соседям, Вассерман ответил так:
"Украине как государству это, разумеется, не нужно. Но это нужно нескольким украинским олигархам, чья торговля ориентирована в основном на европейский рынок. Их немного. И их суммарная прибыль естественно не перекроет и малой доли затрат Украины. Поэтому Украина и дала задний ход, как только стало ясно, что эти расходы никто не покроет. И они лягут в конечном счёте на плечи вот этих олигархов".
Прогнозы насчёт дальнейшей борьбы Украины за вступление в ЕС пока строить очень сложно. Однако эксперт надеется, что "украинские власти всё-таки не вполне лишены здравого смысла".
"Украинская политика определяется взаимоотношениями этих самых олигархов в значительно большей степени, чем российская политика при Ельцине определялась так называемой "семибанкирщиной", — считает Вассерман. — Но в целом можно надеяться, что … даже вот те олигархи, которым выгодно поглощение Украины Евросоюзом в качестве подножного корма, всё-таки найдут себе какой-то иной источник заработка".
Между тем, во вторник директор департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебийнис заявил, что Киев рассчитывает в ближайшее время возобновить консультации с ЕС по соглашению об ассоциации.
Тем временем украинское правительство приняло накануне программу сотрудничества Украины со странами Таможенного союза (ТС) до 2020 года. Как пояснял премьер-министр Украины Николай Азаров, сотрудничества Украины со странами ТС до 2020 года определяет "четкий план" развития торгово-экономических отношений страны с членами Таможенного союза — Россией, Белоруссией и Казахстаном — в машиностроении, авиа- и судостроении, ТЭК, аграрном комплексе, космической сфере